Слесарь, Крупская, Тулеев - люди, которые дали жизнь Краеведческому музею
Краеведческий музей - это тот самый "музей с пушками", который известен каждому жителю Новокузнецка. Там с особой заботой хранят экспонаты, которые могут раскрыть неизвестные страницы нашего города. А знаменитые лоси безмолвно несут вахту, встречая каждый день любопытных посетителей.
Не раз умирал, но всегда возрождался
У Краеведческого музея интересная, длинная, но сложная судьба. Несколько раз он был на грани закрытия, но выстоял, пережив и войну и разруху девяностых. Но обо всём по порядку.
Это один из крупнейших музеев в Кемеровской области, который был создан на основе частного собрания кузнецких краеведов Дмитрия Тимофеевича Ярославцева и Георгия Степановича Блынского. Официально датой открытия считается 7 ноября 1927 года, но на самом деле его история началась задолго до этого.
Неравнодушный человек, любитель старины и простой слесарь Дмитрий Ярославцев любил ходить в экспедиции и походы, где находил различный краеведческий материал. Свои первые экспонаты он нашёл ещё в самом начале XX века. За время своего существования музей поменял несколько зданий.
Сначала костяк коллекции располагался в доме Ярославцева и занимал две комнаты на верхнем этаже (ул. Картасская, 34. Дом не сохранился). После скоропостижной смерти Дмитрия Тимофеевича в начале 1927 г. его коллекция поселилась в усадьбе на улице Достоевского, 1, где жил верный последователь Ярославцева Георгий Блынский.
Именно он и решил передать экспонаты вместе со своим домом городу. День торжественной передачи здания с экспонатами – 7 ноября 1927 г. – и стал официальной точкой отсчёта истории музея.
В начале мая 1933 года музей переезжает в новое каменное здание по улице Ленина. Уже там талантливый художник, краевед и первый, по сути, научный сотрудник музея Конкордий Евреинов чётко структурирует экспозицию и выстраивает её в соответствии с собственной схемой.
Однако воплотить в жизнь эти планы тогда было не суждено. В феврале 1937 года под предлогом перевода музея из Старокузнецка «ближе к трудящимся» в центр Сталинска (так в те годы именовался Новокузнецк) это учреждение культуры было выселено из своих родных пенат, однако нового здания … не получило.
Все экспонаты буквально бросили в двух классных комнатах школы №12 (занимала ныне снесённое здание, располагавшееся на месте современного кафе «Колос» по пр. Металлургов). Музей оказался в «свёрнутом состоянии» и фактически перестал существовать.
И если бы не вмешательство местных краеведов, неравнодушной общественности и, наконец, самой Надежды Крупской, которая телеграммами в адрес горсовета настоятельно требовала восстановления музея, то мы бы навсегда могли потерять своё историческое сокровище.
В 1940 году музей посетило свыше 16,5 тысяч человек, а в первой половине 1941 года - уже около 5 тысяч. Такова статистика того времени. Но начавшаяся война в очередной раз поставила музей на грань выживания: здание было изъято для военных нужд, а для «свёрнутой экспозиции» был предоставлен холодный барак на Нижней колонии.
Лишь осенью 1942 года под музей выделили небольшую площадь в 167 кв. м в левом крыле первого этажа дома №7 по улице Кирова – здесь в то время располагался книжный магазин. Несмотря на все трудности военного времени новая экспозиция была создана, и 1 апреля 1943 года музей вновь распахнул свои двери для посетителей.
Новый этап жизни музея, его возрождение, а потом и расцвет связан с именем его директора Полины Кононовой. Возглавив музей в 1945 году, она в течение трёх десятков лет руководила этим учреждением, проведя огромную работу по его развитию, расширению и превращению музея в одно из самых заметных учреждений культуры в городе.
«Одной из главных задач на первом этапе для нового директора стало получение полноценного помещения для музейной коллекции. Сначала удалось «выбить» площади в правом крыле здания на проспекте Молотова, 5, где музей располагался с 1950 г. Сейчас это дом № 25 по проспекту Металлургов. А это помещение по проспекту Пионерскому (изначально – улица Школьная), дом 24, - рассказывает директор краеведческого музея Светлана Гончарова, - мы занимаем с конца 1955 года».
И в XXI веке музей переживал сложные времена. В 2011 году его пришлось закрыть для посетителей из-за аварийного состояния помещения. На этот раз право на жизнь музею дали глава города Новокузнецка Сергей Кузнецов и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.
«Состояние зала было просто катастрофическим, - уточнила Светлана Анатольевна. - Поэтому волевым решением закрыла музей. Приходили пожарные инспекторы и говорили, что если не закроем его сами, то нас закроют по постановлению. Тогда ещё Сергей Кузнецов был исполняющим обязанности мэра, он пообещал отремонтировать музей и слово своё сдержал. За это я его очень уважаю. Он поговорил с губернатором, и деньги выделили».
За всю историю музея его посетили более 5 миллионов человек. Только за прошлый год было более 90 тысячи посетителей.
Для Краеведческого музея 2014 год стал поворотным. На его ремонт и реконструкцию было выделено 50 миллионов рублей.
Такой важный ремонт
За ходом ремонтных работ следил сам губернатор Кемеровской области, а затем специально приехал в Новокузнецк на открытие кардинально обновлённого музея.
«Для музея 2014 год - это вершина айсберга. Мы начали ремонт наших фондов ещё в 2006 году. Это была вынужденная необходимость. Там хранятся ценные вещи, которым нужны специальные условия. И мы создали для экспонатов необходимый температурно-влажностный режим. Музейные предметы, как люди - им тоже плохо от жары и влаги. И то, что мы находимся в жилом здании - это нехорошо. Соседи не всегда понимают, что из-за влажности могут пострадать экспонаты. Поэтому ещё до ремонта основного зала мы поставили оборудование и приспособили помещение для максимального использования - надстроили второй этаж за счёт высоких потолков. Создали для экспонатов хорошее «жилище», - с гордостью поведала директор.
Она подчеркнула, что теперь посетители могут увидеть редкие экспонаты. В ходе ремонта были установлена сигнализации на витринах, что позволило выставлять экспонаты из драгоценных металлов (ордена города, телеутские украшения и т.д.), долгие годы хранившиеся только в запасниках.
Лоси всем западают в душу
Почти каждый горожанин хоть раз, но бывал в Краеведческом музее. И многим запомнились большие лоси, которые всегда выделялись своей особой душевностью.
Заместитель директора по науке Пётр Лизогуб рассказал, что эти экспонаты поселились в музее больше 30 лет назад.
«Лоси живут у нас с прежней экспозиции, которая была открыта в 1985 году. Тогда ремонт шёл целых 8 лет. В Усть-Каменогорске на тот момент было большое производство чучел. Таксидермисты специально по нашему заказу изготовили чучела лосей – самца с ветвистыми рогами и самку. Они полюбились посетителям и уже давно стали символом музея», - рассказал он.
Несмотря на долгую жизнь животных в музее, они до сих пор не имеют каких-либо имён. Возможно, это «упущение» в будущем помогут «исправить» сами посетители.
Там, где всегда интересно
Работники музея всегда стараются заинтересовать посетителей. Помимо экспозиций, акций и викторин, уже несколько лет как начали организовывать квесты.
По словам директора Краеведческого музея, к ним приходят уже заинтересованные люди, которые хотят знать историю города. Но с годами отношение посетителей изменилось - людям теперь нужны экшн и яркое шоу.
«Зрителей нужно постоянно удивлять и эмоционально «зацеплять». С гаджетами конкурировать довольно тяжело. С 2014 года начали применять новую форму экскурсии-квесты. Они весь мир захватили. Сами придумываем тему и всё прорабатываем. Ещё у нас есть два электронных сенсорных киоска-терминала, поэтому нам есть, где развернуться. Активно внедряем инновационные технологии. Открою вам секрет - к юбилею Новокузнецка готовим сюрприз для горожан», - рассказала Светлана Анатольевна.
Новый проект к 400-летнему юбилею должен поразить посетителей. Что это будет - пока не говорят, но уверяют, что сотрудники музея станут использовать самые новейшие технологии, которые активно используются музеями в Москве и Санкт-Петербурге. Осталось подождать совсем недолго - презентация проекта запланирована в июле.
Точно известно только одно - уникальный проект «Я знаю - саду цвесть» будет реализован в здании Краеведческого музея. Ещё один проект будет реализован в этом году - выйдет солидным тиражом замечательная и нужная книга "Кузнецк в воспоминаниях братьев Булгаковых".
Многие горожане с удовольствием посетили уже ставшей традиционной «Ночь в музее», проходившую в этот раз под названием «Больше, чем 400» (с явным намёком на юбилей города).
«Каждый раз мы стараемся открыть неизвестную страницу нашего города. 400 лет - это очень большой период. На этот раз на «Ночь в музее» мы погрузили наших посетителей в быт и жизнь города XVII века. В театрализованной форме рассказали и показали, как сюда пришли служилые люди, чем они занимались, чем жил город в то время, - уточнила Светлана Гончарова. - После реконструкции музея в 2014 году мы проводили «Ночи» на Пионерском, а в этом году решили вновь организовать представление на филиале музея в Кузнецком районе - в историческом центре города».
За каждым предметом - человеческая судьба
В целом музей занимает площадь в 1600 кв. м. Здесь выставлено в экспозиции и хранится в запасниках более 57 тысяч музейных предметов. И каждый по-своему ценен.
Чучела, палеонтологическая коллекция, образцы руд и минералов раскрывают природное богатство нашего края. Предметы быта, памятные знаки, рукописи и многое другое - все они хранят историю города, зачастую рассказывают о непростых человеческих судьбах.

Коллекция каждый год пополняется. Музей принимает предметы и от населения. Причём многие вещи мы уже считаем ненужным «хламом», а ведь они могут оказаться ценным экспонатом.
«Вот сейчас мы пишем ручкой, но обычная ручка тоже со временем может стать навсегда ушедшим раритетом. Вот пейджер - вы помните, что это такое? Уже нет? А ведь прошло совсем немного времени, как им перестали пользоваться. Мы всегда обращаемся к людям с призывом: не выкидывайте вещи, приносите в музей. Мы любую вещь рассматриваем на ценность, насколько он ценен и нужен музею. Нередко люди, приходя в музей и увидев знакомую, но давно вышедшую из обихода вещь, с радостью отмечают, что и они когда-то пользовались либо имели у себя такой предмет. Просишь принести и сдать её в музей, говорят – выкинули. Вот так и уходит эпоха. Ведь из отдельных предметов, зачастую из мелочей, складывается образ. Они рисуют общую картину», - рассказала директор музея.


Чтобы сохранить память для будущих поколений, приходится много сил отдавать в настоящем. К примеру, сотрудники музея часто фотографируют город. Ведь он быстро меняется. Некоторые фотографы приходят и приносят (теперь уже, как правило, в электронном виде) свои снимки города, понимая, что это важная информация не только для нас, но и для наших потомков.
«Всегда радует, когда посетители музея понимают ценность памяти, - говорит Пётр Лизогуб. – А для нас очень важно, когда мы можем рассказать людям о прошлом, например, о предприятиях, которых уже нет. К примеру, трест «Кузнецкпромстрой». Когда его ликвидировали, неравнодушные сотрудники этого предприятия попросили нас срочно приехать в закрывающийся офис треста и забрать некоторые вещи и фотографии.
Так удалось сохранить хотя бы некоторую память о тех, кто был связан с этим производством. Надо понимать, что каждый завод, каждое предприятие - всё это история нашего города.

Вообще для музейщика практически любая вещь, связанная с городом, представляет определённую ценность.
Особенно значимо, когда за предметом стоит история, прослеживается человеческая судьба.

Ведь тогда предмет из безмолвного свидетеля превращается в главного героя легенды.

Тогда история города обретаёт своё лицо».
В музее до сих пор хранится фрагмент большого трёхметрового креста, который был изготовлен в 1717 году. Этот экспонат имеет весьма драматичную историю. Сначала крест был установлен в специально сделанной для него часовне на Крепостной горе - ему придавали большое значение, это был символ заслуг города и одновременно его охранитель. Когда же часовня обветшала, крест перенесли в Спасо-Преображенский собор. В 1935 г. собор как культовое здание закрыли, а крест передали в школу на поделки. По счастливому стечению обстоятельств там работал художник и сотрудник краеведческого музея Евреинов. Только благодаря ему мы можем видеть этот экспонат и в наши дни.
Музей - наш общий дом
В музее работают всего 42 человека (это вместе с сотрудниками филиала). И каждый чувствует ответственность перед горожанами. Они понимают, что должны сохранять историю для будущих поколений. Некоторые здесь проработали больше 20-ти, а то и 30-ти лет. Низкие зарплаты и большой фронт работ не пугают этих людей.
«Я работаю в музее с 1991 года. Пришла устраиваться экскурсоводом, думала – временно, так с тех пор и работаю - затянуло, - с улыбкой признаётся директор музея. – А вообще, если серьёзно, то у нас остаются работать только преданные делу люди. Если нет технички - мы становимся и моем полы сами. Здесь нельзя по-другому, тут же экспонаты. Нужно вести экскурсию, значит выходим и проводим. А что только мы не пережили! Было время – месяцами зарплату не платили. Сварим в музее обед из того, что кто смог принести – этим и питались. И люди не ушли! И какие это люди: вот уже три десятка лет у нас работает замечательный сотрудник Валентина Шефер, а главный хранитель Татьяна Бабакова отдала музею больше 30-ти лет».
Для большинства новокузнечан лицо музея - это Пётр Лизогуб. Он всегда сотрудничает со СМИ, предоставляя нужную информацию по истории города.
«Работаю в музее уже 19 лет, - рассказывает Пётр Петрович. - Честно, я люблю своё дело. Для меня работа в музее - это работа для души. А вообще для всех нас это часть нашей жизни. У нас нет равнодушных людей. Мы болеем и переживаем за музей, а не сидим здесь от звонка до звонка. Зачастую «не сидим» в прямом смысле этого слова: ездим с занятиями и лекциями по школам, учреждениям, иногда выбираемся в другие города на конференции, в архивы. Так что в этом плане мы подвижны, скучать не приходится».
Краеведческий музей – это дом не только для ценных экспонатов, но и для каждого горожанина, который хочет узнать больше о природе родного края или об истории нашего города.

Made on
Tilda