«Заколдованное место»: как рождаются таланты в Детской музыкальной школе № 40 Новокузнецка

Если ребёнок когда-то занимался музыкой, она его уже не отпустит до конца жизни. А способности к этому искусству можно раскрыть в любом ребёнке. «В любом!», — в один голос повторяют руководитель и преподаватели новокузнецкой Детской музыкальной школы № 40.
В стенах этого двухэтажного здания кипит творческая жизнь. Из концертного зала доносятся звуки аккордеона, балалайки-контрабаса и домры — знаменитый «Байд-квартет» готовится к очередному выступлению. В холле собираются ребятишки, скоро начнутся занятия.
Душевная теплота и итальянский аккордеон
История Детской музыкальной школы № 40 началась в 1964 году. В четырёх арендованных квартирах жилого дома на улице Разведчиков пять преподавателей вели уроки музыки. Занимались в школе 80 детей. Процветающий в экономическом плане Орджоникидзевский район дарил городу новых жителей, и детей становилось всё больше. Тогда-то и решено было открыть здесь музыкальную школу.
Первым директором школы с 1964 года была Екатерина Андреевна Маганова. В 1966 году и почти на четверть века учреждение возглавила Степанида Андреевна Лесникова. Вместе с ней посчастливилось работать одному из нынешних педагогов школы — преподавателю по классу сольного народного пения, председателю совета трудового коллектива Елене Хаминой.

«Степаниду Андреевну ценили. К ней относились, как к матери. Шли со всеми проблемами — личными, семейными. Это человек необычайно щедрой души. При Степаниде Андреевне в школе воцарилась аура взаимопонимания в коллективе, учреждение получило заряд на добро. Помню, мой хор впервые выступал на конкурсе и занял первое место. И когда я пришла на работу, ни один педагог не прошёл мимо меня, чтобы не поздравить. Сейчас говорю — слёзы наворачиваются», — делится эмоциями наша собеседница.

По её словам, эта атмосфера дружественности, душевной теплоты сохраняется в учреждении до сих пор.
«Мы как семья. А Степанида Андреевна её родоначальница. У нас нет зависти, дрязг, сплетен. Мы все очень любим друг друга и очень любим наших детей. Тут какое-то заколдованное место. В хорошем смысле этого слова, потому что люди вокруг хорошие», — говорит Елена Хамина.

Сейчас Степанида Андреевна в силу семейных обстоятельств живёт в Курске, но связь с бывшими коллегами не теряет.

Своим шикарным по тем временам материальным обеспечением школа обязана другому директору — Александру Борисовичу Колядко. Он руководил учреждением с 1989 по 1993 год. При нём в 40-ой появились два рояля — лучшие в городе, аккордеон итальянского производства, дорогие гитары, видеокамера. Последней в то время не могло похвастать ни одно учреждение культуры в Новокузнецке. Расширение концертного зала, ремонт в кабинетах — тоже заслуги Александра Колядко.
Свой вклад в развитие Детской музыкальной школы № 40 внесла директор Надежда Степановна Кравцова, заслуженный работник культуры России.

Высокопрофессиональный специалист, она пользовалась большим уважением коллектива и была его безусловным лидером.

Как говорят педагоги, именно с её лёгкой руки пошла традиция привлекать для работы в школе выпускников. Она зажгла в преподавателях искру, которая разгорелась в большой костёр в виде множества созданных творческих коллективов.

К ним мы ещё вернёмся. Пока же узнаем, как обучают детей в музыкальной школе № 40, и что делать родителям, если ребёнок отказывается заниматься.
Формула Песталоцци
Сегодня в школе 825 детей обучаются игре на фортепиано, духовых, народных, оркестровых музыкальных инструментах, осваивают три вида сольного пения, занимаются в классе изобразительного искусства. Свой опыт и знания изо дня в день воспитанникам передают 56 преподавателей, имеющих высшую и первую квалификационную категории. Более 60 процентов из них — выпускники Детской музыкальной школы № 40.

По словам директора Ларисы Ялынской, уже третье поколение родителей, в своё время окончивших детскую музыкальную школу № 40, ведёт в первый и подготовительный классы своих ребятишек. Желающих отдать ребёнка в музыкальную школу, хоть отбавляй. У педагогов, в свою очередь, есть возможность предлагать разные уровни программ. При приёме преподаватели оценивают музыкальные способности будущих учеников. Но в одном педагоги уверены точно — неспособных детей нет. Любого ребёнка можно научить музыке, только в кого-то, говорят, нужно вложить чуть больше терпения. И ещё очень многое зависит от родителей.

«Хорошие ученики получаются тогда, когда родители тоже этого хотят. Давайте вспомним Владимира Спивакова, Дениса Мацуева — их заставляли заниматься. Да практически всех музыкантов заставляли! У многих детей наступает кризис, когда они отказывается заниматься музыкой. Это естественно, и родители должны быть готовы к таким проявлениям, поскольку процесс обучения длительный. Он направлен не только на то, чтобы занять свободное время ребёнка, но и на то, чтобы дать ему образование. Это и обучение, и воспитание», — говорит Лариса Ялынская.

Капризы, слёзы, протесты — такие же характерные явления, как для всех детей, так и для воспитанников музыкальных школ.

«В таких ситуациях действует формула швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Звучит она так: „Исходя из возможностей ребёнка, во имя ребёнка, вместе с ребёнком". То есть здесь подразумевается индивидуальный подход к ученику, знание возрастных особенностей детей. Только с этим багажом преподаватель сможет добиться результатов», — делится секретами профессионального мастерства замдиректора по организационно-просветительской работе Татьяна Изотова.

Судя по результатам, о формуле Песталоцци в Детской музыкальной школе №40 не забывают. Только представьте: в этом году стипендиатами фонда «Юные дарования Кузбасса» стали 12 учеников, при том, что из всех шести музыкальных школ Новокузнецка этого статуса удостоились 39 ребят. Многие воспитанники 40-ой школы становятся стипендиатами из года в год. К примеру, Ильдар Саубанов получал это звание восемь раз. Он окончил школу по классу фортепиано преподавателя Александра Тебякина. Сейчас молодой человек учится в Московской консерватории. Кстати, 10 апреля 2018 года Ильдар Саубанов примет участие в концерте Кузбасского симфонического оркестра под управлением Вячеслава Прасолова. Зрителей приглашают в ДК имени XIX Партсъезда (ул. Мурманская, 24).
Творческий всплеск
Преподаватели Детской музыкальной школы № 40 образно называют её «школой играющих тренеров». Каждый педагог не только учит детей играть, но и сам является музыкантом-исполнителем.

«Дети и преподаватели выступают вместе и порознь. Дух творческого соревнования и радость совместного творчества двигают горизонт всё дальше и дальше. Те программы, которые 10−15 лет назад дети играли в шестом классе, сейчас исполняют в четвёртом. Отдельные произведения, которые педагоги сами когда-то играли в средних специальных и высших учебных заведениях, уже под силу нашим лучшим ученикам. Время меняет нас всех, и мы стараемся за ним успеть, не теряя основной сути. Наша задача — дать детям полноценное музыкальное образование», — говорит директор школы.

Нормативные упущения 90-х годов сказались и на форме, и на содержании всего музыкального образования России, но система выстояла. Детская музыкальная школа № 40 вместе со всеми новокузнецкими школами искусств не только не растеряла, но и нарастила свой потенциал. Педагоги начали с себя — создавали творческие коллективы, новые учебные программы, отделения. Всё делалось для того, чтобы традиции исполнения, а не потребления музыкального искусства оставались на высоте.

В 1998 году начальником управления культуры был назначен Михаил Маслов, заслуженный работник культуры России, который не просто поддерживал школы искусств — он ими «болел». С его приходом педагогическое исполнительство поднялось на небывалый уровень. Безусловные лидеры того времени, которые и до сегодняшнего дня не уступили своих позиций — это ансамбль народных инструментов «Байд-квартет» и фольклорный ансамбль «Кузнецкий сувенир». Оба носят звание «народных».

«То перестроечное время характеризуется невероятным творческим всплеском во всех музыкальных школах города. ДМШ № 40 сразу вышла в лидеры в этом плане — и по детям, и, главное, по преподавателям», — говорит директор учреждения Лариса Ялынская и поясняет: «В советские времена было всё просто: каждый педагог играл определённый исполнительский минимум в классе, и этого было достаточно. Согласитесь, не в каждой общеобразовательной школе учитель, скажем, пишет литературные произведения. Так вот то, что исполнительством занимаются преподаватели музыкальной школы — дорогого стоит».

«Шербурские зонтики» от сибиряков
Исполнительская деятельность немыслима без сцены, без участия в конкурсах. Попробовав свои силы на городском уровне, педагоги 40-ой школы решили покорять Сибирь, Россию и даже Чехию и Францию. Не терпится сказать — покорили! Но обо всём по порядку.

Первый ласточкой был «Байд-квартет». Музыканты отправились на конкурс в Барнаул, где, выдержав серьёзную конкуренцию со студентами консерватории, заняли призовое место. Позже руководитель коллектива Марина Липатова рассказывала, как председатель жюри, преподаватель Новосибирской консерватории Елена Янковская фактически поклонилась музыкантам «Байд-квартета», отметив их высокий исполнительский уровень.

2005 год. Прага. Международный конкурс оркестров и ансамблей аккордеонистов и гармонистов «Дни аккордеонов и гармоник». На сцену выходит «Байд-квартет».

«Когда иностранцы увидели нашего Евгения Александрова с балалайкой-контрабасом, на их лицах читалось полнейшее недоумение — что на этом инструменте можно сыграть?! А в итоге «Байд-квартет» оказался единственным участником конкурса, которому члены жюри аплодировали и кричали «Браво!», — вспоминает Елена Хамина.

Яркой и незабываемой страницей в истории коллектива и школы останется поездка во Францию. В 2007 году в городке Порт-Баил на берегу Ла-Манша проходил Международный конкурс «Хрустальная лира», который окончился совершенно неожиданной развязкой.

В конкурсе принимал участие ещё один известный коллектив из Кузбасса — прокопьевские «Скоморохи». Кубок для Гран-при, как и полагается, был заготовлен один. Его заказывали в Гусь-Хрустальном. Так вот, «Скоморохам» вручили Гран-при на конкурсе. Но «Байд-квартет» покорил жюри настолько, что организаторам ничего не оставалось, как заказать вторую хрустальную лиру. Новокузнечане получили её уже по приезду в Москву.

Выступление во Франции запомнилось и ещё одним забавным моментом. По условиям конкурса, участники должны были сыграть два произведения. Но не тут-то было! «Байд-квартет» приготовил дополнительный номер — пьесу «Шербурские зонтики» из одноимённого мюзикла. Марина Липатова заблаговременно выучила, как произнести на французском «А сейчас вы услышите «Шербурские зонтики».

«Наши музыканты, исполнив свою программу, должны были подняться и уйти. Но Марина Фёдоровна нарушает все конкурсные законы, встаёт и на французском языке объявляет, что сейчас ансамбль будет играть „Шербурские зонтики". У жюри лёгкий шок, зрители замерли. Но не выгонять же исполнителей со сцены! И „Байд-квартет" заиграл. Да так, что зал начал подпевать!», — смеётся Елена Хамина.
«Вы где такое взяли?!»
Есть что вспомнить за 20-летнюю историю существования и фольклорному ансамблю «Кузнецкий сувенир». По словам его руководителя Татьяны Изотовой, коллектив сложился стихийно. Началось всё с того, что в Детскую музыкальную школу № 40 заказали жалейки из Москвы. Тогдашний директор школы Надежда Кравцова раззадорила: а что это инструменты без дела лежат?! И завертелось! За дело с энтузиазмом взялся Евгений Ляпин, который и стал основателем «Кузнецкого сувенира». В ансамбль вошли педагоги народных инструментов, пианист, позже присоединились вокалисты. Сначала музыканты только играли, но потом решили — этого мало, душа просит песни. Сказано — сделано. И «Кузнецкий сувенир» обогатился вокальной группой. Сейчас в его творческой копилке — десятки наград с областных, региональных и международных конкурсов.

«А как костюмы расшивали! Татьяна Николаевна, расскажите!» — призывает коллегу директор школы.

Татьяна Изотова подтверждает: костюмы — отдельная тема и особенная гордость.

«Наш музыкант Александр Тебякин — очень творческий человек. За что бы не взялся — всё в руках горит. Посадит палку — вырастет дерево. Начнёт готовить — получится вкуснейшее блюдо. Цветовод изумительный — его дача в цветах утопает. И вот взялся он за костюмы. Впервые в жизни. Вручную украсил их пайетками. Помню, когда мы в 1999 году поехали на областной конкурс, подходит к нам заслуженный работник культуры России Александр Соловьёв и, глядя на нашу одежду, восклицает: „Вы где такое взяли?!" С тех пор прославился наш коллектив не только музыкальным творчеством, но и нарядами».

Вспомнила руководитель «Кузнецкого сувенира» и про красные лаковые сапоги для следующего комплекта костюмов. Попались они на глаза солисткам ансамбля случайно. Возвращаясь с очередного методического совещания, коллеги заглянули в обувной магазин. А тут они — красные лаковые сапожки!

«Мы в них сразу влюбились и выкупили все, что были представлены в магазинах торговой сети», — улыбается собеседница.
Сеятели и хранители
У «Кузнецкого сувенира» есть три ансамбля-спутника, где играют и поют не педагоги, а ребятишки. Это «Весёлые переборы», «Сибирские потешки» и «Маков цвет». Через них прошло не одно поколение воспитанников музыкальной школы. Первым руководит концертмейстер Владислав Заборских. Для жителей Орджоникидзевского района и посёлка Притомский, где расположен один из филиалов школы № 40, фамилия Заборских хорошо известна, а для всех музыкантов Кузбасса — это синоним виртуозного владения гармонью.

Кроме детского ансамбля гармонистов, единственного в городе, Владислав Заборских создал семейный творческий коллектив: жена Татьяна играет на аккордеоне, сыновья Илья и Егор — на гармони, а поддерживает старших теперь уже четырёхлетний Арсений. Семейный ансамбль Заборских дважды завоёвывал призовые места в Новосибирске на престижном международном конкурсе исполнителей на народных инструментах имени Ивана Маланина. Во второй раз триумфально — Гран-при!
В январе 2017 года съёмочная группа Заволокиных сняла программу «Играй, гармонь, любимая!» с участием ансамбля семьи Заборских, которая транслировалась на Первом канале.

«Всё это не случайно, и случайных людей у нас нет. То зерно, которое было посеяно в нас, когда мы учились, проросло, и теперь мы сами разбрасываем эти зёрна», — метафорично рассуждают руководитель и преподаватели школы и солидарно добавляют: «Музыка никогда не отпустит».

В доказательство этому преподаватель школы Наталья Матвеева приводит пример из биографии своей выпускницы Екатерины Черашевой. Окончив общеобразовательную школу с золотой медалью, девушка поступила на факультет журналистики. Получила специальность, устроилась работать в местную газету, а потом перебралась в Новосибирск. И, спустя десять лет после окончания музыкальной школы, решила кардинально изменить жизнь. В прошлом году Екатерина стала студенткой дневного отделения Новосибирской консерватории — музыка не отпустила!

Вместе со всем Новокузнецком Детская музыкальная школа готовится к 400-летию города. В филиале в посёлке Притомском заканчивается ремонт, готовится к ремонту первого этажа основное здание школы. Лариса Ялынская надеется, что в Новобайдаевском филиале по ул. Зорге, 6 с сентября откроется отделение для дошкольников и бюджетное отделение изобразительного искусства, а в перспективе учреждение получит статус детской школы искусств.

В преддверии юбилея города руководитель Детской музыкальной школы № 40 пожелала всем жителям Новокузнецка здоровья и хорошего настроения, а городу — процветания. И, конечно же, пригласила всех новокузнечан на концерты школы, а самых маленьких — учиться, постигать сложное, но прекрасное искусство музыки.

Made on
Tilda